Несколько лет назад по просьбе своих коллег, друзей и пациентов я написал статью «10 мифов об имплантации». Здесь я попытался объяснить будущим пациентам еще более детально: почему не нужно бояться имплантации.
Имплантация зубов — нужный, безопасный, надежный и безболезненный метод лечения отсутствия зубов.
Основной смысл — её не нужно бояться!
Приходя на имплантацию ко мне, люди, а их было немало в Таганроге и за его пределами, говорили, что именно после прочтения статей об имплантации они принимали решение прийти на консультацию и без всяких опасений соглашались на установку имплантов. Лечение с помощью имплантов — рассказывая о достоинствах метода, я популяризировал его, а мои пациенты приобретали новые зубы, новое качество жизни и прочие плюсы, которые не замечают люди, имеющие полный зубной ряд.
Прошли годы. За это время накопились вопросы об имплантации. Меня снова просят высказать свои мысли по поводу зубных имплантов. Вернее, снова рассказать о мифах. Теперь только эти мифы касаются в основном не метода лечения, как такового, а проблем выбора медицинской клиники для имплантации. Установка имплантов: кухня изнутри — где лечиться, у кого, кому доверять, что делать и сколько платить, чего ожидать и как не раскаиваться в последующем, когда решение принято. Именно эти вопросы мне задают пациенты на приёмах, именно эти ответы занимают больше всего времени, так как требуют не только подробного изложения глобальных вопросов, но и известной щепетильности и такта, которые требуются, когда заходит разговор о коллегах и профессиональных сообществах. Именно об этом я и хотел рассказать, без спешки, но и максимально сжато.
Стоматология — это отрасль медицины, которая очень бурно стала развиваться в последние десятилетия, особенно на постсоветском пространстве. Связано это, в первую очередь, с тем, что стоматология получила возможность от государства стать частной. Частное предпринимательство сразу преобразило достаточно унылую советскую стоматологию, куда пошли частные же инвестиции, но, главное, активные творческие люди, потенциал которых преобразовался не только в более высокий уровень сервиса и услуг, но, самое главное, в более высокий уровень лечения. Стоматологи России стали не только работать с материалами и оборудованием ведущих мировых брэндов, но, самое важное, они получили возможность свободно обучаться за границей у признанных гуру медицины и моментально применять полученный опыт и знания дома: от Москвы до самых до окраин. Стоматология в России получила возможность стать на мировой уровень, и в некоторых местах и клиниках таковой и стала. Что, кстати, резко отличает её от других медицинских направлений, находящихся под государственным управлением.
Ситуация с пресловутой пересадкой костного мозга детям или другая подобная помощь, на которую собирают денежные средства всем русским миром, по телевидению, радио, вызывают чувство стыда и внутреннего протеста. За державу не просто обидно, есть категорическое неприятие работы чиновников, которые занимаются важнейшим для государства делом. Нет никаких технических сложностей осуществлять помощь детям в России, притом бесплатно для их родителей. Подготовить бригады врачей — это дело вообще двух-трех недель. Вместо этого мы периодически видим и слышим душераздирающие истории про умирающих детей и просьбы собирать деньги на лечение в Германии (Израиле и др.) и проводить марафоны якобы добра. Это не только гражданская позиция моя и многих моих друзей, но иллюстрация того, что если дать заниматься делом настоящим профессионалам, творческим и креативным, а не чиновникам от медицины — мы будем видеть совсем другой уровень лечения наших граждан.
За имплантацией и вообще в стоматологии, даже в Таганроге, люди едут лечиться не в Германию или Израиль, а совершенно наоборот. У нас масса пациентов со всего мира. Есть и из США, и из Великобритании, Германии и Израиля. Люди приезжают лечиться иногда целыми семьями. Услуги имплантации и не только здесь получают мировой уровень (я думаю, что иногда и выше, но скромность обязывает) за российские цены. Стоматология России действительно стала мировой составляющей. Такие дела, как говорится. Это блеск современной стоматологии, как драйвера всей медицины, как образец того, какой медицина должна быть, как нужно идти в ногу с современностью, как нужно учить врачей, как их совершенствовать, как им платить, но, самое главное, как относиться к пациенту и его боли.
Являясь одним из лидеров и драйвером всей российской медицины, частная стоматология представляет из себя бизнес. Основная задача бизнеса это получение прибыли. А получение прибыли в условиях конкуренции это всегда снижение издержек. Что такое издержки в стоматологическом бизнесе? Это, прежде всего, стоимость оборудования, расходных материалов, подбор медперсонала и его зарплата.
Первое. Основатель стоматологического бизнеса, человек, зачастую с амбициями и капиталом, на оборудовании, как правило, не экономит. Это сродни приобретению автомобиля. Люди подобного склада приобретают крутые и недешёвые машины, во-первых, чтобы показать себя обществу, во-вторых — по утилитарным причинам — реже ломается, более надёжно. С точки зрения потенциального пациента это, по крайней мере, неплохо. Скорее всего, в средней частной стоматологической клинике он встретит приличного качества стоматологическое оборудование. При этом нужно понимать, чем дороже оборудование, тем большую маржу закладывает бизнесмен в стоимость лечения. А суть этого в том, что стоимость будет сопоставима со стоимостью оборудования, а качество лечения может этому и не соответствовать. Многие люди не понимают, что само оборудование не лечит. Оно надёжно и удобно, но для врача. Для пациента это, зачастую, более высокий чек и всё. Таким образом, можно сказать, что дорогое оборудование, равно как и само здание и антураж клиники, значительно увеличит стоимость, но не обеспечит качество лечения.
Второе. Расходные материалы. Вот тут начинается экономия, почти всегда, и почти у всех, в той или иной мере. Есть клиники, которые закупают всё самое лучшее и дорогое, но это не массовый сегмент. Покупка материалов и лекарственных препаратов известных брэндов дело не дешёвое. А между тем, на стоматологическом рынке представлена масса аналогов, иногда и ничем не хуже, иногда вполне сносных, а иногда и сильно уступающих по качеству. Работает всё, продаётся всё, результат получают все, у всех пациенты выздоравливают, более или менее. Разобраться в этом простому человеку достаточно сложно, даже многие специалисты не владеют этим вопросом вполне. Если врач осуществляет закупки расходников сам, то подразумевается, что он прогнозирует как эти материалы буду работать, какой лечебный эффект и какого качества он получит при лечении пациентов, и за какую сумму он может это лечение продать. Сказать однозначно, что и как будет работать, где нужно взять подороже, а где можно и сэкономить, может только врач, имеющий большой опыт. Опыт врача определяется, главным образом, количеством вылеченных пациентов, количеством проведённых процедур, давших положительный результат. Таким образом, можно сказать, что дорогие материалы и препараты увеличивают стоимость лечения, хотя на его качество и прогноз влияют косвенно, главной составляющей тут является профессионализм и мастерство врача.
Третье. Зарплата врача и медперсонала клиники. Если владелец стоматологической клиники хочет уменьшить издержки и заработать больше, то именно эту статью расходов он чаще всего стремится подвергнуть секвестрированию. Сказывается это на чеке в сторону его удешевления? Не факт. Медперсонал может получать небольшие зарплаты, а чек будет дорогим. В этом случае хозяин бизнеса просто получает более высокую маржу, предпочитая платить наёмным работникам минимальные деньги. Сказывается ли это на результате лечения? Как правило да, и всегда в худшую сторону. Как говаривали классики мировой экономики, раб не будет работать лучше свободного гражданина. Производительность его труда будет гораздо ниже, но, самое главное, в медицине это заметно особенно сильно, отношение к своим обязанностям низкооплачиваемого и немотивированного специалиста будет в общем деструктивно. Деструктивное влияние немотивированных работников на бизнес вообще и на результаты лечения конкретного пациента, в частности, при поверхностном взгляде незаметно. Иногда, чтобы это понять, основателю медицинской клиники нужно увидеть своё собственное банкротство. Беда в том, что на это часто уходят годы, но, самое главное — за эти годы множество пациентов получают услуги, не соответствующие их ожиданиям и требующие коррекции или полной переделки работы в других медучреждениях.
Наконец, четвёртое. Пожалуй, самое главное составляющее организации медицинской деятельности. Это подбор персонала, комплектование команды людей, которые будут заниматься лечением пациентов. Я намеренно выделяю тут не специлистов, как таковых, а именно команду. Именно команда даёт результат. Как положительный так и отрицательный. Иногда, к примеру, мы имеем великолепного хирурга, опытного и профессионального, отличное оборудование, самые современные материалы, клинику в 5 этажей в центре города, хороший и чёткий план лечения, а результат операции плачевный. При анализе может оказаться, что медсестра по недосмотру не обработала должным образом какой-нибудь инструмент. Или не подготовила нужный. Или забыла то, что не надо забывать. В результате воспаление, все труды насмарку и страдания пациента. Это не выдуманные истории, за свою хирургическую практику я видел немало осложнений, казалось бы, по пустяковым причинам.
Иногда последствия незначительных ошибок фатальны. Такое бывает, у меня тоже были разные истории, но сейчас не об этом. В СМИ это достаточно часто освещают. Один из моих учителей, профессор Троицкая Е. И., много лет назад сказала мне об этом словами Самуила Маршака, которые я запомнил на всю жизнь: «Не было гвоздя»:
Не было гвоздя,
Подкова отпала.
Подкова отпала,
Лошадь захромала.
Лошадь захромала, командир убит.
Конница разбита, армия бежит.
Враг заходит в город, пленных не щадя.
Потому что в кузнице
Не было гвоздя!
Я абсолютно уверен в том, что это стихотворение очень актуально для медицины. Даже больше, чем для армии.
Не менее важны и составляющие этой короны, отдельные камни, в образе — отдельные люди. По-настоящему больших, красивых и чистых камней в природе, в общем, как и людей, немного. А ситуация, когда эти люди собираются вместе, ещё более редкая. Происходит такое в медицине только тогда, когда сам создатель медицинского бизнеса представляет из себя незаурядную личность. В большинстве случаев привлечение таких специалистов дело затратное. Хозяину бизнеса проще и дешевле набрать специалистов без опыта и высокого профессионального класса, дабы минимизировать расходы и увеличить свою прибыль. Обучение медперсонала, которое регулярно проводят хорошие медклиники, также проводится зачастую для того, чтобы впоследствии этот персонал зарабатывал больше прибыли своему работодателю.
Пациент стоит перед выбором. Выбором клиники или врача. Что выбрать и кого, и как? Если у Вас нет личного стоматолога или зубного врача, которому Вы доверяете, Вы становитесь объектом работы рекламы стоматологических услуг. В рекламе Вам обещают белоснежные улыбки, безболезненность и безмятежность, качество несусветное и мировой уровень услуг. Так вот, это, мягко говоря, не совсем так. Есть клиники, конечно, которые действительно соответствуют тому, о чём они рассказывают. Как ни странно, рекламируют они себя меньше. А есть такие, которые и рядом не стояли ни с качеством, ни с прочими рекламируемыми ценностями. Что-то они, конечно, могут, но главная их задача — это кошельки пациентов.
Получение максимальной прибыли за минимальное время. Благополучие пациента там не на первом месте. Бизнес в самом дремучем его проявлении. Страдания пациента? О чём это? В рекламе обещается всё, а потом видно будет. Нередки случаи, когда медицинские манипуляции, в том числе хирургические, осуществляют люди, не имеющие на это разрешения. Без соответствующих сертификатов, а иногда и без медицинских дипломов. Да, я не сгущаю краски и ничуть не преувеличиваю. Без медицинского диплома! Пациенты об этом зачастую не подозревают. А как готовится медицинский инструментарий? Иногда это просто опасно для здоровья. А реклама обещает золотые горы. А люди верят…
Объективно, если пройти по всем пунктам, мы видим, что в уровне оборудования клиники обычный пациент не разбирается, а даже если есть информация, что это оборудование самое передовое в регионе, на результат лечения это коренным образом не влияет, а его стоимость увечит совершенно точно. Тот, кто вложил деньги в это оборудование, должен в первую очередь его окупить. Платить за это будет пациент. За клинику в центре тоже платить пациенту. Никак иначе. И за прочую пыль в глаза тоже! Материалов, лекарственных препаратов это тоже касается. Уже в меньшей мере.
Выяснить у лечащего врача, чем он планирует пользоваться в его случае, чем он пользуется вообще и почему. Почему отдаёт предпочтение тому или иному методу лечения (препарату, материалу и др.). Дорогие материалы никаких гарантий в успехе лечения не дают, но вероятность хорошего результата увеличивают. Чек они тоже увеличат. Иногда в разы.
Далее. Важны непосредственно сами специалисты. Предпочтительней всегда лечиться у самого основателя или владельца (акционера) клиники. Меньше рисков.
Стоматология это ремесло, часто высокотехнологичное, но ремесло. Крайне важна личная ответственность за результат. Личная заинтересованность в том, чтобы пациент остался доволен, пришёл снова и рекомендовал клинику своим друзьям и знакомым. Если в клинике работают наёмные работники, обычному пациенту трудно разобраться, кто эти люди, как они относятся к порученному делу, как дорожат своим рабочим местом, довольны ли они уровнем своей зарплаты и как мотивированны. Пациент не знает, какие проблемы есть у этих людей, а это именно то, что может повлиять на результат. Уровень врача, который будет заниматься Вашим лечением, часто дверь за семью печатями. Пациент зачастую идёт в клинику, а того, кто конкретно будет им заниматься, он не знает. Хотя результат лечения зависит больше не от клиники, а от врача и команды. Не странно ли подобное безответственное поведение? По отношению к себе и своему здоровью.
Существует только два решения у задачи по поиску клиники для себя любимого. Я рассказываю их всем своим пациентам. Это тем, конечно, которые не имеют пока личного врача.
Первый. Называется он «прослушивание сарафанного радио». Этот метод для ленивых. Нужно всего лишь слушать своих знакомых и близких, которые удачно и качественно пролечились в какой-то клинике. Можно порасспрашивать их более подробно, позадавать наводящие вопросы.
Второй, наиболее действенный и универсальный, требует личной ответственности, времени и сил. Прежде чем начать какое-нибудь лечение, необходимо лично выбрать и клинику, и врача. Необходимо лично прийти на консультацию к специалисту и посмотреть на него, поговорить, позадавать вопросы, услышать ответы. Консультироваться можно у разных специалистов, в разных местах, но только до того, как лечение началось. После того, как выбор сделан, нужно слушать только одного и следовать только им предложенному плану лечения. В другом случае, когда пациент бегает от одного места к другому, существует опасность просто «собрать на себе» ошибки разных специалистов.
Таким образом, самый лучший способ выбора — это осознанный выбор и осознанное принятие личной ответственности за своё решение. Ключ к осознанности — это информированность.
Мы живём в информационном мире, нужно только приложить небольшое усилие, чтобы эту информацию получить.
Будьте здоровы. Приобретайте знания и не болейте!
Получить другую дополнительную информацию или записаться на прием в клинику доктора Шестерикова «Дантист» по тел. 8 (8634) 477-181, пн–вс — с 9:00 до 20:00. Задать вопрос доктору: maestroac@mail.ru.
С уважением, к.м.н., доктор, проф. Алексей Шестериков.
муж./жен., профильное образ., собеседование, инд. график, зарплата выше средней по региону
жен., профильное образ., собеседование, инд. график, зарплата выше средней по региону
жен., профильное образ., собеседование, инд. график, зарплата выше средней по региону